Самой обсуждаемой новостью прошлой недели был скандал, связанный с 10-дневным арестом российских байкеров в Багдаде. После протестных акций у посольства Ирака в Москве и благодаря вмешательству дипломатических служб мотопутешественники вернулись на родину. Правда, без техники. Почему на помощь туристам-неудачникам бросились жители нескольких городов нашей страны? За что байкеров называют героями и кто они вообще — это попыталась выяснить корреспондент «Мира новостей» Нина Бурлуцкая.

Напомним: москвич Александр Варданянц, его сын Максим Игнатьев и двое друзей — петербуржец Олег Капкаев и житель Тулы Олег Максимов — отправились в путешествие по Ближнему востоку. Дело в том, что Александр Варданянц относится к той части российского байкерского сообщества, которая не мыслит своей жизни без «дальнобоев» — многокилометровых путешествий на мотоциклах. Без открытий, новых впечатлений и чрезвычайных ситуаций такие поездки обычно не обходятся. Настоящие приключения для настоящих мужчин. Для своих маршрутов они выбирают не столько эффектные внешне и дорогие байки, сколько надежные и пригодные для преодоления каменистых пустынь или горных тяжелых дорог. В Ирак парни поехали на BMW 800GS класса «эндуро».

— Компанию Вард комплектовал по тому же принципу — из людей, готовых терпеть тяготы и опасности долгого пути, — объясняет ярославский байкер, член клуба «Черные медведи» Михаил Шаров (Бумер). — Я тоже должен был отправиться в Ирак, но предпочел в этом году поездку по бездорожью Башкирии. Как только узнал, что случилось, собрался в столицу. Вард — авторитет в нашей среде. Его знает вся страна. Он общается со многими клубами. Варда и Олегса (Капкаева) байкеры уважают. Ради них объединили усилия даже те клубы, которые не особенно-то и дружат.

Преодолев территорию Турции и Ирана, Варданянц и его друзья добрались до Ирака. На подъезде к Багдаду мотопутешественников задержали военные и доставили их на охраняемую военную базу. Россиян обвинили в шпионаже, грозили им смертной казнью, избивали. И все потому, что заранее сделанные через официальное турагентство визы были оформлены впоследствии уволенным сотрудником иракского консульства. По неизвестной причине его подписи признаны недействительными. Россиян задержали во время седьмой проверки документов. Шесть предыдущих иракских пограничников вполне удовлетворяли.

Новость быстро распространилась по социальным сетям. Подключилась пресса. Кстати, после своего освобождения Варданянц и его товарищи наотрез отказываются общаться с журналистами. Ведь, когда в СМИ появились репортажи об узниках, передающих весточки родным с помощью спрятанного сотового телефона, тюремные надзиратели начали избивать узников с удвоенной силой. Обыски и допросы с пристрастием стали регулярными…

В Москву помчались первые группы байкеров. Мотоциклисты взяли иракское посольство в плотное кольцо.

Конечно, не все мотоциклисты одобрили поездку Варда по воюющей стране. Но раз попал в крутой оборот, нужно поддержать. Между прочим, задержание в Ираке — не первый тюремный опыт мотопутешественника. Четыре года назад ему и еще троим россиянам уже доводилось сидеть в таллинском изоляторе временного содержания. Но Эстония — цивилизованная страна. Там байкерам смертью не угрожали. И в шпионаже их не обвиняли. Визы и документы тогда были в порядке. Мотолюбителей задержали за привычку проезжать по городам иностранных государств с российским флагом. Увидев триколор, эстонские полицейские обвинили гостей во враждебной пропаганде и на сутки определили патриотов в тюрьму — в камеру №3. Варданянц и его друзья действовали в Таллине так же, как впоследствии и в Ираке, — сумели утаить от стражей порядка сотовый телефон и незаметно отправляли sms друзьям.

Но если эстонские события их участник, ярославский байкер Михаил Шаров, вспоминает с улыбкой, то в мае 2012 года ему, и тем более команде Варда, было не до смеха…

После иракской истории личность Александра Варданянца стала легендарной для российских байкеров. Он является членом МСС «Rolling Anarchy» и поддерживает мотодвижение AL-KASHI. За последнее десятилетие смог объехать не только Россию и сопредельные государства, но и побывал во многих странах Европы. На знаменитом зимнем немецком мотошоу «Элефанттреффен» сделал три тысячи километров в тридцатиградусный мороз. Гонял с друзьями по Монголии, пересек пустыню Гоби, проехал через несколько стран Средней Азии. В обычной — небайкерской — жизни Варданянц, как говорят его знакомые, занимается строительным бизнесом. Большинство мотоциклистов налаживает свою систему доходов и организует рабочий график так, чтобы в мотосезон иметь возможность кататься. Например, одни торгуют медтехникой, другие работают в риелторской сфере, третьи вкалывают на заводе.

Согласно байкерским традициям, в российском мотодвижении есть несколько ответвлений. Есть мотопутешественники. Есть кастомайзеры — те, кто занимается тюнингом и переделками мотоциклов. И есть просто «богатые городские байкеры», имеющие дорогие машины, которые они используют для коротких поездок по городу.

— Мы не осуждаем тех, кто, имея роскошные мотоциклы, катается лишь по улицам мегаполиса, устраивает вечеринки и общается с политиками, — говорят «Миру новостей» ярославские мотоциклисты. — Это тоже байкерская жизнь. Каждому — свое. Но для многих наших друзей дорога — ритм и смысл жизни. Кто хоть раз попробовал «дальнобой», становится заядлым мотопутешественником. Как Вард.

Больше всего недавних арестантов сейчас беспокоит судьба их мотоциклов. Машины уже переданы российским властям. Не ясно только, кто и как будет доставлять их в Москву. Как только байки попадут в руки хозяев, четверка храбрых, без сомнения, продолжит мотосезон. У них, например, есть идея проехать по горам Южной Америки. А пока Александр Варданянц взял небольшую паузу — в конце июня он готовится встречать гостей-мотоциклистов у себя на родине, во Владимирской области.

© Издательство «Мир новостей»