В 2002 году несколько неугомонных мотоциклистов из Тольятти решили поехать зимой на мотоцикле в Германию на «Слет слонов». Идея этого слета возникла в Германии в далекие 50-е годы и принадлежала редактору журнала «MOTORRAD». Первый слет собрал около двух десятков мотоциклистов. На следующий год — больше, и так далее. Сейчас этот слет собирает несколько тысяч мотоциклистов из разных уголков Европы. Ребята подготовили древний М-72 с коляской, выехали и взяли приз за самый дальний пробег. В 2003-м история повторилась, а на следующий год один из этих неугомонных -Дима Горбунов “GOR” организовал российский зимний слет “SnowDogs”. Происходит это безобразие на территории государственного заповедника Самарская Лука рядом с селом Ширяево – живописнейшем местечке на берегу Волги и окруженным Жигулевскими горами. Благодаря географическому положению сюда удобно съезжаться мотоциклистам европейской и азиатской части России. И не только России.

Послушав рассказы о первом “SnowDogs” и получив приглашение, мы решились. Конечно, сомнения были, но попробовать себя уж очень хотелось. Перед поездкой случилось почти все, что могло заставить нас передумать и отказаться от этой идеи. Отбрасываем личные проблемы со временем, деньгами, работами, семьями и смотрим на «сухой» остаток. Получилась жалкая картинка: за два дня до старта сломались одновременно три машины, которые планировались в эту поездку. Не было транспорта для эвакуации техники со Сноу-Догс (мысль возврата своим ходом не рассматривалась ввиду нехватки авантюризма). Когда увидели приобретенную резину, чуть не попадали в обморок – Метцелер Сахара-3. Сразу стали готовить защиту и аптечку. Какой идиот сказал, что это хороший вариант для поездки и продал эту резину?! Ладно, пойдет на лето. Мотоцикл Ямаха ХТ-400 в принципе готов (поменяны звезды, цепь, масло, жидкость в перьях, резина, установлены подогрев ручек и ветрозащита от Явы). Напрягает негаснущая красная лампочка Rev — обороты. БМВ R-4 1938 года осмотрена Студентом, приговор неутешителен: нет света, зарядки аккумулятора, проводов вообще, глюк в карбюраторе. Студенту удалось оживить гудок и наладить карб, а Олегу Гришину изготовить каркас для транспортировки БМВ в прицепе. На том и порешили: Ямаха попробует проскользить до Ширяево своим ходом (горящая лампочка- это стандартный глюк ХТ-400, т.к. реле под задним крылом.), а БМВ поедет в комфорте в прицепе. Группу желающих поехать пришлось сократить до 5 человек. По два человека на машину – один на мото. Два ангела-хранителя (водители машин и по необходимости механики – Олег Гришин и Эдик EDD) и три идиота: Саша (Вард), Сергей (Студент) и Сергей (Adzeki). Так как с трудом верилось в возможность проскочить 1000 км на двух мотоциклах о двух колесах каждый в три водителя за два дня, Сузуки DR-250 решили не брать. Тогда мы еще думали, что на нашем прицепе больше 2-х мотоциклов не увезти. Ну, вот с предысторией, похоже, все. Вечер 26.01.2005 года из Москвы выезжаем на сломанной Тойоте-Пикник (Студент, Вард и Adzeki). Мотор кипит, печка не работает. В Новой Деревне покупаем газовую горелку и до Лакинска едем в относительном комфорте. Студент держит в руках газовый баллончик с горелкой, Вард периодически греет об него руки. Сергей Adzeki уснул на заднем сиденье, и его волосы примерзли к стеклу. Пытаемся договориться на какой скорости будем передвигаться по льду. Студент боится ехать быстро, а Вард, по опыту езды по пескам настаивает, что на большой скорости мотоцикл стабильнее. Студент не обнаружив залежей песка на дороге, признал опыт не соответствующим. Спор завершили сойдясь на том, что вся затея дурацкая. За окном –17 С, надеемся, что завтра будет теплее.

Утро 27.01.2005 года. Вард стартует первым. Кадры из фильма (Экипаж), когда героя Леонида Филатова заматывают шарфами. Открытый шлем (Дайнез) с намордниками из поллара и неопрена снаружи, снегоходные очки и перчатки. Непродуваемая кожаная куртка, под ней максимальное количество полларов и виндблоков. Завидуем Студенту у которого настоящая немецкая летная куртка времен второй мировой войны на настоящем меху. Говорит, что досталась от деда. Жаль, что размер в два раза меньше, чем необходимо Варду. Обувь зимняя, для рыболовов (снаружи резина, внутри чуни из меха и две пары шерстяных носок). От валенок отказались сразу, их продувает и неудобно переключать передачи. Саша стартует один, мы ждем Эдика EDD, который едет из Москвы. Первые 25 км – полет нормальный. Лед сплошной и скользкий. Скорость 40-50 км/ч. На объездной Владимира при спуске с эстакады блокируется переднее колесо. Передние колодки не расходятся, и тормозная жидкость вскипела от перегрева. Вард с трудом удерживает мотоцикл, останавливается на обочине и ждет нас. Через полчаса появляются машины. Снимаем суппорт, чистим механизм, прокачиваем тормоза и в путь. Температура –22 градуса. Получаем SMS от Мишутки. Он ночевал в Шацке, дорога тяжелая – лед, по слухам, были падения. SMS от Вадима63 из Тольятти: 400 км от Москвы лед- дальше чистый асфальт. Едем дальше. На 20 км/ч заднее колесо плавает, лед. Вард пробует увеличить скорость. На 70-80 км/ч устойчивости не добавилось, но стало страшнее. Колесо опять блокируется и шансов удержать мотоцикл уже нет – падает. Спасибо Олегу – он едет сзади, мгновенно реагирует и сворачивает на обочину, пока Саша катится по льду. Поднимается, отряхивается все абсолютно в порядке. Мотоцикл, проскользив метров 80 по дороге, также не пострадал (все-таки есть плюсы езды зимой!). Принимаем решение: снимать передний суппорт. Дальше едем, используя только торможение двигателем и ногами. Первые полторы сотни километров позади. Льда становится меньше, но из-за плохой герметизации морды Вард получает обморожение правой скулы. Отдираем лед от лица, перекусываем и Студент уходит на свой первый этап за своей порцией счастья. Проехав несколько десятков метров останавливается – очки изнутри покрыты инеем. Как выяснилось в последствии это была чуть ли не самая большая проблема при передвижении в мороз. Если освободить нос, то он мгновенно замерзает, если укутать, то после первого же выдоха ничего не видно. Лишь только на второй день пути мы научились более-менее сносно упаковывать голову.

Амундсен был прав: Человек может привыкнуть ко всему, кроме холода!. Лед встречается редко, но всегда неожиданно: либо на спусках, либо в поворотах. Правый глаз в очках Студента замерз, но пока видно через левый, не останавливается. Незаметно проскакиваем Нижний Новгород, еще раз меняемся. Темнеет. Блестящая дорога без разметки – пугает, но лед только местами, поэтому скорость держим 80-90 км/ч. За Нижним Новгородом Варда принимают гаишники – проехал на запрещающий сигнал светофора, скорее всего желтый. Спорить не стал, поскольку в очках с оранжевым стеклом зеленый цвет кажется синим, а желтый вообще виден плохо. Остановка в придорожном кафе. Народ смотрит на нас как на идиотов. Горячий чай и Студент уходит на последний этап до Чебоксар. Слава Богу, починили дорогу через речку Суру (осенью попали перед селом Засурье в оползень на дороге, хорошо, что были на Африканцах — перепад асфальта 40-50 см.) Холодает, Чебоксары. Ищем ночлег. Мотель Эдем. Загоняем Ямаху на ночь в шиномонтаж, идем на отдых. Ждем заказанную баню. Приятный сюрприз: приехал Леша Сапега (Паленый), наш друг, вместе с которым ездили в Монголию 2004. Леха проехал 500 км, чтобы поддержать нас в первый вечер этой поездки. Выпиваем, ужинаем, звоним Мишутке. Он уже на 764 км трассы М-5, вместе с Балтикой и Темычем. Судя по нетрезвым веселым голосам, у них все О.К. . Появилась уверенность, что и у нас все получится. Чувашское гостеприимство дает сбой, и в бане нам отказывают. Среди сладостей в баре обнаруживаем женские прокладки 5 капель. Скупаем все на стельки. Поднимаемся в номера. По дороге встречается мадам потертого вида Мальчики, массаж не желаете?, Кто делает массаж?, Я, Не хочу массаж! (С)EDD. Все, спать. Утро 28.01.2005 года. На улице –23 С. Надежды на тепло улетучиваются, как пар. Старт в 8.55. Стоп, забыли об Ишачке. Смазываем цепь, проверяем масло, заливаем кондиционер. В Цивильске уходим с трассы М7 и поворачиваем на Ульяновск. Асфальт почти чистый, светит солнышко, настроение отличное едем в какой-то эйфории. С обеих сторон дороги лесополоса, которая закончилась неожиданно и в повороте. Варда, как пушинку (100 кг. без экипировки и мотоцикла) мгновенно переставило на метр с середины своей полосы к заснеженной обочине. Впечатления очень сильные. Спасибо Сахаре. Автомобили отстали, чтобы скупить в аптеке весь запас средств от насморка и простуды. В Шемурше встречаемся, пришла очередь рулить Сереги Adzeki. Серега проезжает знак стоп на посту ГАИ на границе Чувашии и Татарстана. Гаишники онемели от такого нахальства и отыгрались на машине Олега. Татарстан, кафе Гемор (так прочитали) проехать невозможно и вся кавалькада останавливается Горячий чай, меняемся, очередь Студента. Компьютер показывает –24 за бортом, сильный встречный ветер. Получаем СМС от Вадика из Тольятти: ждем, пьем, здесь ночью –31, обещают заморозки. Только заморозков нам и не хватает! Между встречными полосами движения лед, но Студент и Ямаха примерзнув друг к другу упираются из последних сил, но уверенно держат скорость 100-110 км/ч . В один момент, после обгона очередного грузовика Студент с ужасом обнаруживает, что для возвращения в свой ряд придется пересечь симпатичный ледовый валик, а навстречу уже невдалеке натружено идет Камаз. Замираем…. Пронесло. За Ульяновском дорожные службы позаботились об участниках движения, выставив плакат: Осторожно гололед!. Так вот оказывается, почему так плавает задница мотоцикла. Хотя, если говорить серьезно никогда в жизни мы так серьезно не относились к дорожным знакам. Рекомендуемая скорость, скользкая дорога, неровная дорога, опасный поворот – все эти знаки становятся реальным руководством к действию. Наконец, трасса М5, налево Тольятти, направо Москва, прямо Сызрань. Патрульная машина на повороте предупреждает нас, что плотина через Волгу закрыта. О.к., нам ближе, нас ждет Ширяево и много старых друзей, поддерживающих нас СМС-ками (особенно понравилась про теплую водку и раскаленный воздух протопленных палаток). Придорожное кафе, встречаем друзей из Москвы. Сноу-Догс вырвал из скучной колеи зимней рутины межсезонья всех, кого смог. Сомнений нет — скучно не будет. Остается сто с небольшим километров, последних километров. Ямаха нуждается в бензине и Вард уходит на последний этап, пообещав заправиться на первой приличной заправке. Справа вдоль трассы сочно краснеет закат. Льда нет, но дорожное покрытие – не очень. На скорости 80-90 км/ч проскакиваем все заправки, пока мотоцикл не встает на обочине. Переключаемся на резерв и на первой попавшейся, заливаем бензин с водой. Песок плохая замена овсу!? — вода в топливном фильтре замерзает.
Стемнело, перспектива доехать до Ширяево в прицепе машины, радует только Ямаху. Пока сливаем из бака топливо, Эдик отправляется искать другую заправку. Сняв фильтр и патрубки, отогреваем их в машине. Бензин из бака течет вяло, время быстро. Пока стоим на обочине, к нам подъезжают участники Сноу-Догс из разных регионов. Спасибо, братцы, помощь не требуется, но участие приятно. Через час, прикуриваем севший аккумулятор и в путь. Ё-мое, оказывается, мы не доехали до поворота на Зольное всего 1 км. Спасибо Мишутке, предупредившему о льде в повороте, он не стал неожиданностью. Последние полсотни километров самые веселые – начались Жигулевские горы и, как следствие – серпантины. Десять километров до лагеря, история с бензином повторяется. Неприятно, но нас уже не остановить. Продуваем, отогреваем и опять едем. Наконец впереди появляется табличка Шир ево (Неужели правда, такое название села?). Позже выяснилось, что местные жители активно борются с буквой Я. Шир ево против Ширяево — просто отстой! Приехали. Вокруг буйное веселье. быстро согреваемся и погружаемся в нирвану праздника.

Мы, изнеженные комфортом москвичи, не решились ночевать в палатке и поселились в спортзале Ширяевской средней школы. Хотя и там пришлось спать в полной экипировке. На следующее утро были мероприятия. Снежный мотокросс в исполнении профессиональных спортсменов, народные гуляния под гармошку. .Мы выкатили из прицепа специально привезенный БМВ R4 38 года и, надевая немецкую каску времен второй мировой войны с пластмассовым немецким автоматом МП40 через шею, по очереди катались на нем по поляне, веселя публику Удивительно, но мороз в такой атмосфере почти не чувствуется. Вдоволь наплясавшись и пообщавшись, мы отправились на разведку в село в поисках бани и мы ее нашли! Бутылка водки, выданная авансом хозяину бани сделала свое дело и провожать он нас не вышел. Достойное завершение хорошего дня.

30.01.Пора собираться в обратный путь. Забираем прицеп, грузим туда мотоцикл Мишутки и стартуем в сторону Москвы. Злополучный пост на границе Татарстана и Чувашии. Олег пролетел через этот пост, несмотря на то, что инспектор махал ему палкой вслед. Тогда остановили уже Эдика и требовали, чтобы он догнал Олега. Наивные! Ближе к вечеру, при подъезде к Нижнему Новгороду началась метель. Как нам повезло, что этого не случилось когда мы ехали на слет. Оставшиеся 400 километров мы ехали всю ночь и в Москву въезжали утром в понедельник в традиционной пробке. Уставшие, невыспавшиеся, но довольные!